История об историках.
Роман «Ледяной дом», его автор, А. С. Пушкин и другие.
Очевидец «потешной свадьбы», французский посланник маркиз де ла Шетарди с первой же почтой 19 февраля 1740 г. доносил своему правительству: «Только здешняя страна может доставить развлечение в таком роде, какое устроила себе царица <...> Князь Голицын, один из пажей <...> подал к тому повод, пожелав, против воли царицы, вступить в неравный брак <...> С этой целью были призваны лопари, самоеды, калмыки, казаки; все они появились в маскарадных костюмах, образуя процессию более чем в 200 человек, предшествовавших или следовавших за новобрачными, заключенными в клетку, поставленную на слона. Одни ехали в телегах, запряженных волами; другие двигались в повозках, которые везли кабаны, свиньи, козы и собаки. Лопари и самоеды отличались своими одеждами из звериных шкур и санями, заложенными оленями. Манеж герцога Курляндского был устлан досками; здесь был устроен ужин всему свадебному поезду <...> За трапезой следовал бал, на котором каждое племя танцевало особо. Затем новобрачных повезли в Ледяной дом, который был построен близь дворца <...> Новобрачные легли там и оставались до восьми часов утра <...> Царица присутствовала на ужине и на балу».
Из записок генерала Манштейна (он был очевидцем свадьбы и составил ее описание уже в начале 1750-х гг.), мы узнаем, что праздник был задуман с целью «показать, сколько различных народов» обитают в России, для чего «императрица предписала всем губернаторам выслать в Петербург по нескольку инородцев обоего пола». Распорядителем этой свадьбы был кабинет-министр Артемий Волынский, со двора которого шествие и началось.
Автор «Замечаний» на «Записки о России» генерала Манштейна, составленных в 1770-е г.г., указывает дополнительно, что идея свадьбы в Ледяном доме принадлежала камергеру А. Д. Татищеву. В этом источнике шутовская свадьба противопоставлена традициям петровской эпохи.
«Признаюсь, — пишет он, — что во всем этом деле я вижу верх сумасбродства <...> В то время, когда появились в Петербурге упомянутые глупые позорища, благодетельные лучи просвещения, отверстые Петром Великим, начинали уже согревать умы россиян».
Мнение данного автора «Замечаний» совпадает с позицией литератора и историка И. И. Лажечникова.
Создатель «Ледяного дома» Иван Иванович Лажечников (1792 — 1869) родился в Коломне в богатой купеческой семье. Его отца отличала тяга к просвещению, усиленная и направленная случаем, который свел молодого купца с крупнейшим деятелем русской культуры XVIII века, просветителем Н. И. Новиковым. Рано пристрастившись к чтению, Лажечников знакомится сначала с русской, затем с французской и немецкой литературой, а вскоре и пробует собственные силы на поприще словесности. С 1807 года его сочинения появляются то в «Вестнике Европы» М. Т. Каченовского, то в «Русском вестнике» С. Н. Глинки, то в «Аглае» П. И. Шаликова.
Из драматических произведений И. И. Лажечникова наиболее известна стихотворная трагедия «Опричник» (1843 г.). Задержанная цензурой, она увидела свет только в 1859 г. и, впоследствии, послужила основой для либретто одноименной оперы П. И. Чайковского.
В конце 1819 г. И. И. Лажечникову, восторженному поклоннику молодого Пушкина, довелось встретиться с поэтом и предотвратить дуэль его с майором Денисевичем. Случай этот оставил глубокий след в памяти писателя, а впоследствии послужил поводом для начала переписки между А. С. Пушкиным и И. И. Лажечниковым, хотя свидеться в пору этого позднего знакомства им не было суждено. В бытность свою директором училищ Пензенской губернии, во время объезда подведомственных ему учреждений, он обратил внимание на двенадцатилетнего ученика Чембарского училища, который привлек его необычайной живостью и уверенной точностью ответов. Этот ученик был Виссарион Белинский, связь с которым, перешедшую позднее в дружбу, И. И. Лажечников сохранил до последних дней жизни великого критика.
«Ледяной дом» вышел в свет в августе 1835 года. Родился он, что называется, в сорочке: успех книги у читающей публики превзошел все ожидания, в хоре похвал утонули и трезвые суждения критиков, и ироническое глумление литературных конкурентов.
По выходе «Ледяного дома» А. С. Пушкин писал И. И. Лажечникову:
«Может быть, в художественном отношении „Ледяной дом“ и выше „Последнего новика“, но истина историческая в нем не соблюдена, и это со временем, когда дело Волынского будет обнародовано, конечно, повредит вашему созданию; но поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык…».
Существует еще одна, весьма существенная причина столь ревностного отношения А. С. Пушкина к соблюдению исторической истины в описываемых событиях. В 1879 году в июньском номере «Русской старины» петербургский прозаик П. Н. Каратыгин опубликовал биографический очерк об А. С. Пушкине, в котором привел метрическую запись о его рождении:
«Мая 27 во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Шварцова (Скворцова И.В.),у жильца ево моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означеного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».
Запись была обнаружена в конце семидесятых годов прошлого века студентом Московской духовной семинарии С. Ф. Цветковым в метрической книге церкви Богоявления в Елохове.
Крестной матерью поэта стала его родная бабка по отцу — Ольга Васильевна Пушкина (1737–1802). Восприемником же, то есть крестным отцом, — граф А. И. Воронцов — камергер, действительный тайный советник, сенатор. Он родился в 1748 г. и принадлежал к одному из самых древних дворянских родов России, являясь одним из двух сыновей графа И. И. Воронцова (1719–1786) — генерал-поручика, председателя Вотчинной коллегии.
Мать его Мария Артемьевна, урожденная Волынская (1726-1793) была одной из двух дочерей А. П. Волынского — знаменитого кабинет-министра при императрице Анне Иоанновне.
И. И. Лажечников не принял упреков поэта, настаивая на том, что исторические персонажи его романа верны реальным их прообразам, и так сформулировал свой основной творческий принцип:
«… историческую верность главных лиц моего романа старался я сохранить, сколько позволяло мне поэтическое создание, ибо в историческом романе истина всегда должна уступить поэзии, если та мешает этой. Это аксиома».
Спор между А. С. Пушкиным и И. И. Лажечниковым об историческом романе и его отношении к действительности был спором между реалистом и романтиком.
А. С. Пушкин рассматривал разные эпохи русской жизни в их исторической взаимосвязи, воспринимая каждую из них как звено единого, сложного исторического движения. Поэтому для него приобретали такое значение конкретные черты исторических лиц, их психология, истинные масштабы и пропорции, присущие изображаемому моменту. Автор «Бориса Годунова» полагал, что исторический писатель, «беспристрастный, как Судьба», воссоздавая драматическую эпоху прошлого, не должен «хитрить и клониться на одну сторону, жертвуя другою. Не он, не его политический образ мнений, не его тайное или явное пристрастие должно… говорить в трагедии, — но люди минувших дней, их умы, их предрассудки… Его дело воскресить минувший век во всей его истине».
Иначе, в свете романтических и в то же время просветительских окрашенных представлений, воспринимал историю И. И. Лажечников. В истории его занимали не столько ее жизненная светотень и глубинные причинно-следственные связи, сколько яркие драматические картины и аналогии с современностью.
Сам А. С. Пушкин, приветствуя крепнущий талант И. И. Лажечникова, предсказывал, что со временем, когда будут обнародованы важные исторические источники, слава его создания потускнеет. И что же? Исторические источники постепенно проникали в печать, отклонения «Ледяного дома» от истины становились все очевиднее, младший друг И. И. Лажечникова и поклонник его дарования — В. Г. Белинский обратил к нему горькие слова заслуженной укоризны, но читатель остается верен «Ледяному дому».
Интерес к нему пережил свои приливы и отливы, но вот уже без малого полтора века одно поколение сменяется другим, а роман жив и сохраняет свою притягательную силу. В чем же секрет его жизнеспособности?
Просчеты Лажечникова-историка искупает талант Лажечникова-художника. Талант этот позволил автору «Ледяного дома» увлекательно и впечатляюще воссоздать атмосферу, черты быта и нравов одной из самых драматических эпох русской истории XVIII века, сообщил яркость и символическую значительность характерам главных героев.
- История о первом главном архитекторе Петербурга. «П.М. Еропкин (1689-1740)».
- История об истории. «Мир с Турцией, день рождения Императрицы, Ледовый дом и «забавная свадьба».
- История-сказка. «Строительство Ледяного дома».
- История трагикомическая. «Забавная свадьба».
- История трагическая. «Плаха».
- История в лицах. «Императрица, Бирон, кабинет-министр, князь М. А. Голицын, А. И. Буженинова».
- История об историках. «Роман «Ледяной дом», его автор, А. С. Пушкин и другие».
- История современная. «Япония, Китай, США, Финляндия, Б. Н. Ельцин и «Вьюговей» в России».