Ледовая студия

Поиск по сайту

    

История-сказка.

Строительство Ледяного дома.

Ледяные сооружения на Неве возводились и раньше во время суровых зим. Чаще всего это были крепости, которые строили для обучения солдат и военных увеселений. Один из современников писал, что за 9 лет до постройки Ледяного дома, он был свидетелем того, что «лед Невы и тогда не гнется, когда многие тысячи вооруженных людей на нем стоят; когда из больших пушек и мортир на нем стреляют; когда целую крепость, изо льду построенную и гарнизоном обороняемую, наступатели приступом берут».

На этот раз строительство шло с таким размахом, что почтенный ученый, физик и математик, автор трудов по экспериментальной физике и нескольких учебников, академик Г. В. Крафт удостоил его описания под пространным названием: «Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санкт-Петербурге, в январе 1740, ледяного дома и всех находившихся в нем домовых уборов, с приложенными при том гравированными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году по всей Европе жестокой стуже, сочиненное для охотников для натуральной истории через Георга Вольфганга Крафта, Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук, члена и физики профессора» (о шутовской свадьбе он даже не упоминает).

Строительство Ледяного дома не было только изготовлением декорации для шутовской свадьбы и маскарада. Президент Петербургской Академии наук Георг Вольфганг Крафт составил «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», в котором строительство этого «увеселительного дома» представлено как научный эксперимент.

В своем описании Г. В. Крафт постоянно возвращается к теме «невозможного» в условиях Земли (или кажущегося невозможным обывателю). Именно в таком ключе представлены и «комель, в котором лежащие ледяные дрова нефтью намазанные многократно горели»; и ледяная баня, «которую несколько раз топили, и действительно в ней парились»; и ледяные пушки, которые палили («некоторые» сначала думали, «чтоб порох в дестяной трубе туда вкладывать», но оказалось, что можно его засыпать прямо в ледяное жерло пушки); и, наконец, ледяной слон в «надлежащей его величине» («сей слон внутри был пуст, и так хитро сделан, что днем воду <...> пускал <...> а ночью с великим удивлением всех смотрителей горящую нефть выбрасывал», «сверх того мог он как живой слон кричать, который голос потаенный в нем человек трубою производил»).

«В немецкой земле, — заключает свой рассказ Крафт, — некоторые нашлись, которым наибольшая часть вышеупомянутого описания невероятна и вымышлена казалась. И сия невероятность час от часу больше возрасти может, чем далее в полуденные страны слух о Ледяном доме распространится».

Насколько можно судить по сохранившимся материалам, это же представление о «чудесах», невозможных с точки зрения европейца «невероятно и вымышлено казалось», но вполне реальных в России, было воплощено в «этнографическом» маскараде, сопровождавшем шутовскую свадьбу.

Проект ледяного дома составил П. М. Еропкин, замечательный русский архитектор и теоретик архитектуры, автор генерального плана Санкт-Петербурга с его знаменитой трехлучевой композицией (трезубцем). Материалом для постройки дома должен был служить только лед!

Первая попытка строительства была неудачной. Масштаб строительства был таков, что лед, не выдержав тяжести строения, прогнулся, и вода затопила конструкцию. Вторично «машкерадная комиссия» выбрала для постройки Ледяного дома место на берегу между Адмиралтейством и Зимним Дворцом, примерно там, где сейчас Дворцовый мост. Лед разрезали на большие плиты, клали их одну на другую и для связи поливали водой, которая тотчас же замерзала, спаивая плиты накрепко.

Ледяной дом являл собой зрелище поистине завораживающее, будто перенесенное из небывалой сказочной страны: «куски льда и по своей величине, и по способу, которым соединялись между собою, походили на самый лучший обтесанный камень».

Дом был собран с изяществом — это видно и по гравюрам тех времен. Фасад его имел длину около 16 метров, ширину — примерно пять метров и вышину — около шести метров. Кругом всей крыши тянулась галерея, украшенная столбами и статуями. Крыльцо с резным фронтоном разделяло здание на две большие половины. В каждой по две комнаты: в одной — гостиная и буфет, в другой — туалет и спальня.

В одной из комнат стояли — два зеркала, туалетный стол, несколько шандалов (подсвечников), большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. Во второй комнате стоял стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась чайная посуда — стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов. А на столе стояли большие часы и лежали карты. Все эти вещи весьма искусно сделаны из льда и «выкрашены приличными натуральными красками». Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели.

В комнаты свет попадал через окна со стеклами из тончайшего льда. За ледяными стеклами стояли писаные на полотне «смешные картины». Ночью во всех окнах зажигали свечи, а снаружи здание освещали плошки с разноцветными огнями: «необыкновенное сияние сквозь блещащейся лед со всех четырех сторон и сквозь ледяную кровлю так велико, а в даль толь преизряднаго виду было, что все смотрящия безмерно тому удивлялись».

По правую сторону дома стоял в натуральную величину слон — ледяной. С ледяным персиянином, сидевшим на нем верхом. И сбоку возле него на земле стояли две ледяные персиянки. Рассказывает очевидец: «Сей слон внутри был пуст и столь хитро сделан, что днем воду вышиной почти четыре метра пускал. А ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал. Сверх же того мог он как живой слон кричать, которой голос потаенной в нем человек трубою производил».

Перед домом были выставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не один раз стреляли! Все это — сделано изо льда. У ворот красовались два ледяных дельфина, выбрасывавших из челюстей с помощью насосов огонь из зажженной нефти.

На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома возвышались две остроконечные четырехугольные пирамиды. Внутри пирамид висели большие восьмиугольные фонари. Ночью в пирамиды влезали люди и поворачивали светящиеся фонари перед окнами — к удовольствию постоянно толпившихся зрителей.

Кроме этого при Ледяном доме по русскому обычаю была выстроена ледовая же баня! Ее несколько раз топили и охотники могли в ней париться!

В этом действе странным образом сочеталось подлинное и небывалое: мельчайшие бытовые подробности Ледяного дома и невозможность в нем жить; «сожительство» льда и огня — ледяные слон и дельфин, изрыгающие огонь и не таявшие при этом; ледяные пушки и мортиры, стреляющие настоящим порохом и не разваливающиеся; ледяная баня, которую топят и парятся в ней…

Дальнейшую судьбу Ледяного дома Г. В. Крафт описывает так: «Понеже жестокая стужа с начала января месяца по самый март почти беспрерывно сопровождалась, то и оный дом до того времени стоял без всякого повреждения. В исходе марта месяца 1740 года начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться».

О Ледяном доме ходили во всем мире легенды, создавались мифы и сказки. Люди удивлялись, что изо льда «при жестокой стуже» можно строить. Поливая льдины водой можно их «сплачивать». Что лед можно точить, сверлить, рубить, красить и «способом помазания нефтью» — огонь производить, и при том из «онного стрелять».

Спустя многие годы дряхлые аристократы во французских салонах с любопытством расспрашивали русских путешественников, не растаял ли в Петербурге Ледяной дворец, о котором писали в газетах?

Можно сказать, что история с Ледяным домом стала своеобразным культурным памятником эпохи Анны Иоанновны, когда истинное вдруг оказывалось фантастическим, когда соединялось несоединимое и творило новую реальность.


  1. История о первом главном архитекторе Петербурга. «П.М. Еропкин (1689-1740)».
  2. История об истории. «Мир с Турцией, день рождения Императрицы, Ледовый дом и «забавная свадьба».
  3. История-сказка. «Строительство Ледяного дома».
  4. История трагикомическая. «Забавная свадьба».
  5. История трагическая. «Плаха».
  6. История в лицах. «Императрица, Бирон, кабинет-министр, князь М. А. Голицын, А. И. Буженинова».
  7. История об историках. «Роман «Ледяной дом», его автор, А. С. Пушкин и другие».
  8. История современная. «Япония, Китай, США, Финляндия, Б. Н. Ельцин и «Вьюговей» в России».