Ледовая студия

Поиск по сайту

    

Великий мастер песчаной скульптуры

Автор — Эмори Джеймс

Старинная поговорка гласит, что скульпторами не становятся, а рождаются. Особенно, если подразумевается мастер песчаной скульптуры. Великий мастер должен родиться, обучить его этому можно лишь приближенно. Если он наделен мастерством и воображением, он может найти в прибрежном песке то, что послужит проверкой его знаний. Результаты, которых он может достичь при работе с глиной, не будут столь же выразительны при работе с песком. Детали: рука, нога или лицо могут выглядеть не так изысканно, как должно быть. Именно необычность материала и специфика работы с ним может привести к неудаче, поскольку песок очень капризен, и необходимо знать технику обращения с ним.

Так говорят те, кто работает с песком. Имеются в виду настоящие художники, те, кто стоят в первом ряду. Один из них, тот, о котором идет речь в статье, имеет высокую репутацию в мире искусства в этой области. Он уверял, что в начале смеялся над модельщиками, потом сам учился этой работе. Чем больше он занимался песком, тем больше чувствовал ограничения, и с большим пониманием относился к неудачам других. А он, кстати, начинал с занятий по настоящей скульптуре. Как трудно должно быть тому, кто без специальной подготовки приступает к работе с песком. Как раздражает любая погрешность на пути к созданию шедевра, и как вознаграждается результат, когда все трудности преодолены.

Профессор Юджин Бёрмель из Грюнвальда (Берлин), создатель песчаных скульптур, чьи работы иллюстрируют эту статью, хорошо известен в художественных кругах, и не нуждается в долгом представлении. Его работы получили одобрение критиков и похвалу зрителей, его статуи можно видеть на улицах Берлина и других городов Германии. Его искусство проверено временем, а его отличная репутация заработана тяжелым трудом и преданностью идеалам. Как такой человек, обремененный сложной работой, мог оказаться, занятым простой работой с песком, окруженный толпой восхищенных зрителей, бросающих реплики в его поддержку.

Начиналось все забавно. Поначалу его можно было принять за дешевого художника, который за гроши и еду стремится угодить публике своей работой. Внешность, как говориться, обманчива. Однако, нет ни шляпы, куда можно было бы бросить монетку, ни помощника, бродящего по кругу с уговорами дать денег, ни борьбы за выживание. Это презентация искусства ради самого искусства: галерея скульптур, созданных добросердечным филантропом, талант которого доставляет удовольствие ему и зрителям, собравшимся на курорте Северного моря.

По правде говоря, шапка с мелочью вначале была. В самый первый раз, когда профессор Бёрмель впервые активно демонстрировал свою работу с песком. История началась в то время, когда он жил в Нордерни на побережье Северного моря, где организовал свою первую выставку фигур в пользу семьи погибшего моряка, и собрал достаточно денег для поддержки несчастной вдовы и детей. Выставка просуществовала недолго из-за ненасытных приливов, в мгновение ока уничтожавших работу долгих часов.

Экспонаты имели успех, и профессор Бёрмель, бывая на побережье, часто делал выставки в благотворительных целях. Если хотите, зрители, желавшие внести свою лепту за созерцание произведений песчаного искусства, оставляли деньги, которыепередавались местным властям на благотворительность. Художник получал моральное удовлетворение, кроме того, он возглавил список благотворителей на северном побережье.

Исследователь его работ писал, что профессор начал свои опыты с исследования пригодности белого прибрежного песка для творчества. Профессор убедился тогда, что фигуры из песка можно соорудить быстрее, чем из глины, и с тех пор его эскизные работы стали выполняться из песка, чтобы потом воплотиться в других материалах в его берлинской мастерской. Их можно назвать песчаными этюдами. Они также полезны, как любое исследование на бумаге Их можно сохранить в фотографиях, похожих на те, которыми мы проиллюстрировали наш текст.

Одна из чудесных песчаных работ, выполненных в Нордерни — фигура русалки — привлекла внимание президента общества по возведению памятников, который заказал статую из мрамора для Берлина. Статую украшает новый парк прусской столицы. Это показывает, как работа профессора на побережье имела практический и художественный результат, помимо его благотворительности. Это может быть одна из русалок, которая привлекла и наше внимание. Мы уверены лишь в художественных достоинствах его скульптур. Многие из них являются мифологическими персонажами или героями немецких легенд, известных даже детям.

Профессор любил легенды и то, на что вдохновляет море. Его работа «Эльба и жертва … » представляет собой прекрасную женскую голову, а ее графика выражает печаль по поводу жертв, принесенных морю. Эта работа стоит выше обычной песчаной скульптуры. Люди смотрят на нее с изумлением, поражаясь, что такое произведение может быть выполнено из песка.

Профессору особенно удаются женские фигуры. На их наряд приятно смотреть: это действительно существа из другого мира — воображаемого мира художника. Его русалки, кажется, только что покинули глубины океана. Одна из них была столь хороша, что зритель, переживая шок, невольно думал, что это несчастное прекрасное существо было выброшено на берег океанской волной. Вряд ли нужно говорить, что эта работа снискала похвалы зрителей и привлекла нешуточное внимание. На фотографии вы видите часть толпы, окружившей прекрасную русалку, прожившую на берегу столь короткую, но красивую жизнь.

Одно из лучших произведений лета 1901 года стала «Мать и дитя». Это было настоящее произведение искусства, нежели просто скульптура, привлекшая внимание. Единственным недостатком была трещина левой руки матери, обнимавшая ребенка за плечо. Когда об этом упомянули, отнюдь не как укор, зрители все равно с удовлетворением осматривали скульптуру, отмечая естественность обеих фигур. Особо искусно были выполнены волосы. Как бы это выполнил заурядный скульптор, можно только догадываться.

Еще один любопытный объект — сфинкс, частый гость на прибрежных пляжах. Профессор счел это популярной моделью, но по сравнению с его утонченными работами Сфинкс легче и проще. Ему нужна широта и дерзость, и чем он больше в размерах, тем больше нравится публике. Размер имеет значение.

Зрители могли наблюдать за процессом работы мастера. Его инструментом служит кусок дерева и голова. Этим куском он может очень быстро соорудить скульптуру. Песок побережья имеет удивительную гибкость, и прекрасно соответствует замыслу художника. Начальную стадию можно легко пропустить. Окончательная доводка требует времени и проверяет мастерство скульптора. Зрители стоят в изумлении, наблюдая за умением мастера превратить полоску мокрого песка в выразительную линию лица. Даже по этой причина смотреть, как работает профессор полезно: это урок техники и быстроты, которая требуется для работы с таким простым материалом.

Песчаное изображение германского императора в 1901 годы было весьма успешным. Профиль и точные черты лица вызвали всеобщее восхищение. Какие бы чувства ни испытывали немцы к своему правителю, любовь его изображению превзошла ожидания. Достоинство этой работы видно сразу же, особенно если понять, какие сложности при выполнении скульптуру ожидали художника, работавшего с помощью небольшой деревяшки.

В такой работе профессор проводил все лето. Зимой его можно было видеть в студии в Берлине, где он занимался амбиционными проектами. Студия расположена в Грюнвальде, в нескольких милях от города. Здесь профессор и его жена принимали друзей. В студии много моделей, старого оружия, набросков, приспособлений для работы. Интересно посмотреть фотографии песчаных скульптур, выполненных профессором летом, некоторые из которых поразили коллег, которые не видели оригиналы.

Внимание автора статьи привлекли некоторые предметы, но особенно, разносторонность профессора. Тем же интересуется кайзер и городские власти, ответственные за патриотические памятники и мемориалы, так как характер работ художника соответствует их задачам. Для Данцига была изготовлена пронизанная прусским духом скульптура «Боруссия», чье изображение приводится как иллюстрация к статье. Еще одна скульптура «Кайзер Зигмунд» возведена на Аллее Победа в Берлине. Все фотографии подтверждают класс работ, выполненных вначале в филантропических целях, когда профессор посвящал свои свободные часы возведению песчаных скульптур.